Тезавратор

Тезавратор — собиратель денег и ценностей

ФИНАНСОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ. КОМУ И ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ?

Конфликты в финансовой жизни явление довольно распространенное, и денежные претензии то тут, то там возникают по самым различным причинам. Восстановление справедливости и получение заветного возмещения возможно, но дело это не простое. Конечно, во всяком случае можно обратиться в суд, однако рассчитывать на быстрое рассмотрение в этом случае не приходится, да и соответствующие процедуры надо соблюдать. А если цена вопроса не так уж и велика, то добиваться справедливости в судебном порядке совсем не хочется. Для таких случаев законодательством предусмотрен внесудебный порядок, которым вполне можно воспользоваться.

С 1 января 2021 года все клиенты кредитных организаций, а также кредитных потребительских кооперативов и некоторых других финансовых организаций имеют возможность в определенных случаях разрешить свой спор при посредничестве финансовых уполномоченных или как их еще называют — финансовых омбудсменов. Предлагаю рассмотреть поподробнее вопросы, имеющие отношение к компетенции этих арбитров и процедурам рассмотрения.

Правовой статус уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг (далее — финансовые уполномоченные) определен Федеральным законом от 04.06.2018 N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». В соответствии с его положениями должности финансовых уполномоченных учреждены для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги. Самый главный финансовый уполномоченный назначается Советом директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации, сроком на пять лет.

Следует обратить внимание на имущественный характер споров подведомственных финансовым уполномоченным. Соответственно если спор не обусловлен требованиями о выплате денег или передаче иного имущества, то к финансовому уполномоченному обращаться не стоит. Кроме того, нельзя обратиться к финансовому уполномоченному, если сумма денежных требований превышает 500 тыс. рублей.

Финансовый уполномоченный может рассматривать обращения потребителей только в отношении таких финансовых организаций, которые включены в соответствующий реестр. Такой реестр ведет Банк России, который и передает службе обеспечения деятельности финансового уполномоченного соответствующие сведения.

В указанный выше реестр включаются следующие виды финансовых организаций:

  • страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование);
  • микрофинансовые организации;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • ломбарды;
  • кредитные организации;
  • негосударственные пенсионные фонды.

Право обратиться для рассмотрением спора к финансовому омбудсмену предоставлено всем потребителям финансовых услуг из числа физических лиц, которым в соответствии с договором оказывается финансовая услуга. В данном случае физическое лицо должно участвовать в договорных отношениях с финансовым институтом исключительно в частном порядке, и не преследовать цели, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Непосредственно можно обратиться к главному финансовому уполномоченному или финансовым уполномоченным по отдельным сферам финансовых услуг. Информацию о сферах финансовых услуг обращения по которым могут рассматривать финансовые уполномоченные можно получить на официальном сайте финансового уполномоченного.

При рассмотрении споров финансовые уполномоченные независимы от органов государственной власти, Банка России или каких-либо иных организаций и должностных лиц. Кроме того, финансовый уполномоченный не вправе рассматривать то или иное обращение в случае возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Все это в известной степени создает условия для объективного, всестороннего и справедливого рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг.

Следует учесть, что до направления финансовому уполномоченному обращения потребитель финансовых услуг предварительно направить заявление в письменной или электронной форме в соответствующую финансовую организацию. Последняя обязана рассмотреть заявление потребителя финансовых услуг в срок от 15 до 30 дней и направить ему мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования. Потребитель финансовых услуг вправе направить обращение финансовому уполномоченному после получения ответа финансовой организации либо в случае неполучения ответа в указанный выше срок.

Принятие и рассмотрение обращений финансовым уполномоченным по общему правилу осуществляются бесплатно. Исключение составляет лишь обращения, поданные лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации. В этом случае рассмотрение обращения финансовым уполномоченным осуществляется за плату.

Обращение может быть направлено финансовому уполномоченному в письменной или электронной форме. В последнем случае обращение может быть направлено через личный кабинет потребителя финансовых услуг посредством использования соответствующего информационного ресурса на официальном сайте финансового уполномоченного либо — информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

К содержанию обращения предъявляются определенные требования, в частности он должен обязательно включать в себя:

  • фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, место жительства потребителя финансовых услуг;
  • почтовый адрес и иные контактные данные потребителя финансовых услуг (номер телефона, адрес электронной почты — при наличии), а в случае, если обращение направляется в электронной форме, — адрес электронной почты;
  • наименование, место нахождения и адрес финансовой организации;
  • сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также номере договора и дате его заключения (при наличии);
  • сведения о направлении заявления в финансовую организацию, наличии ее ответа, а также об использованных сторонами до направления обращения финансовому уполномоченному способах разрешения спора;
  • копию платежного документа, подтверждающего внесение платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращений третьих лиц (в случае направления обращений лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации);
  • дату направления обращения.

К обращению прилагаются копии заявления в финансовую организацию и ее ответа (при наличии), а также имеющиеся у потребителя финансовых услуг копии договора с финансовой организацией и иных документов, имеющих отношение к существу спора.

Обращения принимаются и обрабатываются службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного не позднее 3 дней, о чем уведомляется потребитель.

По общему правилу обращения рассматриваются в заочной форме на основании предоставленных документов. Однако финансовый уполномоченный вправе по ходатайству сторон либо по своей инициативе принять решение об очном рассмотрении обращения, в том числе путем использования систем видео-конференц-связи.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращение и принимает по нему решение в течение 15 рабочих дней. Допускается приостановление рассмотрения спора на срок, не превышающий десяти рабочих дней, в связи с необходимостью проведения экспертизы по предмету спора.

До принятия решения по обращению финансовый уполномоченный на основании имеющихся сведений вправе направить финансовой организации, к которой предъявляются требования свои предложения об урегулировании спора. В случае, если в ходе рассмотрения спора между сторонами достигнуто соглашение, решение по обращению финансовым уполномоченным не принимается.

По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении. Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания финансовым уполномоченным. Решение финансового уполномоченного подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в этом документе. О факте исполнения решения финансовая организация обязана проинформировать финансового уполномоченного.

Законодательством предусмотрена ситуация неисполнения финансовой организацией вступившего в силу решения финансового уполномоченного либо условий соглашения. В этом случае финансовый уполномоченный выдает потребителю финансовых услуг удостоверение, являющееся исполнительным документом.На основании этого удостоверения предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав-исполнитель осуществляет исполнение в принудительном порядке.

В любом случае надо понимать, что обращение к финансовому уполномоченному не исключает возможность обращения в суд. Соответственно, если потребитель не удовлетворен решением финансового омбудсмена, он вправе заявить требования к финансовой организации уже в судебном порядке.

А что вы думаете о финансовых уполномоченных? Доводилось ли обращаться к ним за рассмотрением споров, удалось ли добиться справедливого решения?

Ожидаю ваших советов по успешному сохранению и приращению ценностей!