Тезавратор

Тезавратор — собиратель денег и ценностей

ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И ЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ РИСКИ

Основным условием успешного собирания и сохранения ценностей, а также результативного инвестирования, является финансовая стабильность. Эта категория сложная многоаспектная и включает в себя много чего разного. Уловить наличие этой самой стабильности совсем не просто, зато нестабильность сразу чувствуется всеми. Вместе с тем, благодаря заботе Банка России, мы имеем возможность периодически получать соответствующий анализ, который приводится в специально публикуемых обзорах.

С учетом того, что ситуация на финансовых рынках последнее время складывается неоднозначная, полагаю необходимым рассмотреть и прокомментировать основные выводы регулятора.

Непосредственным поводом для этого поста послужило интервью Джанет Йеллен, которую новоизбранный президент США Джо Байден, предполагает выдвинуть на пост нового министра финансов этой страны. По ее мнению, пандемия коронавируса и последующий за ней экономический спад, вызвали в США кризис исторического масштаба. В статье «Кандидат в министры финансов США заявила об историческом кризисе в стране»приводится ее высказывание о том, что«Это американская трагедия, и нам необходимо действовать безотлагательно. Бездействие приведет к самоусиливающемуся спаду, который нанесет еще больший ущерб». В этой связи возникает вопрос, а что же у нас, каково положение дел в целом, и как с финансовой стабильностью?

В Обзоре финансовой стабильности за 3-й квартал текущего года от Банка России в этой связи констатируется, что:

«Мировая экономика находится в состоянии высокой неопределенности из-за новых локдаунов, однако правительства, центральные банки и бизнес уже накопили определенный опыт относительно порядка действий в условиях пандемии. Что касается экономики, то третий квартал в России и в других странах показал возможности для быстрого восстановления при снижении эпидемической угрозы. Финансовая система продемонстрировала достаточно высокую степень устойчивости, действия регуляторов позволили быстро купировать проблемы ликвидности на рынках».

Иными словами, наша финансовая система вроде как должна устоять, несмотря на все существующие вызовы и угрозы. В данном случае умеренный оптимизм Банка России может внушать определенную уверенность участникам отечественного финансового рынка. Тем не менее, хотелось бы рассмотреть интересующую нас финансовую стабильность, а также угрожающие ей риски, которые ставят ее под сомнение, поподробнее.

Для лучшего понимания категории «финансовая стабильность» обратимся к имеющимся определениям. Из соответствующих формулировок в совокупности следует, что финансовая стабильность является одной из ключевых характеристик финансовой системы, которая указывает на отсутствие в этой системе каких-либо кризисных проявлений. Как мы видим, это позитивная характеристика, которой в свою очередь противопоставляется негативная — финансовая нестабильность, сопровождаемая крайне высокой волатильностью на финансовых рынках, обвалом индексов и котировок, обесцениванием активов, утратой его участниками платежеспособности и т.д.

Обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определено в качестве одной из целей деятельности Банка России.

Финансовая стабильность сопряжена с категорией финансовой устойчивости, которая указывает на способность финансовой системы нормально функционировать и развиваться даже при наличии тех или иных рисков и угроз.

На официальном сайте Банка России констатируется, что риски финансовой стабильности, с которыми может столкнуться финансовая система, условно можно подразделить на внешние и внутренние.

При этом к числу внешних отнесены в частности глобальный экономический кризис, общее ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, снижение цен на важные для страны экспортные товары, инициируемые отдельными странами торговые войны и односторонние санкции, дезинтеграционные процессы.

В качестве внутренних рисков позиционируются, так называемые, «пузыри» («перегрев») на отдельных рынках, а также утрата устойчивости крупными финансовыми институтами.

В целях обеспечения финансовой стабильности Банк России проводит регулярный мониторинг системных рисков (финансовых организаций, инфраструктурных организаций финансового рынка, институтов развития и параллельной банковской системы), оценивает устойчивость субъектов финансовой системы, в том числе с помощью стресс-тестирования.

Основным инструментом Банка России в деле поддержания финансовой стабильности служит макропруденциальная политика, которая представляет собой комплекс мер для снижения системного риска на финансовом рынке или в его отдельных секторах. Ее осуществление предусматривает снижение уязвимости финансовой системы, обусловленной, к примеру, ростом долговой нагрузки населения и ослаблением стандартов кредитования, а также накопление буферов капитала финансовой системой для покрытия возможных будущих шоков.

В тих целях в рамках макропруденциальной политики регулятором в частности определен показатель долговой нагрузки, что предполагает обязательный учет финансовыми институтами размера общей долговой нагрузки конкретного заемщика при предоставлении кредитов. При этом во внимание принимается общий объем доходов, что позволяет установить степень его платежеспособности и возможности погашать текущие задолженности.

Еще одной составляющей макропруденциальной политики является установление регулятором требований по накоплению финансовыми институтами объемов капитала необходимых для покрытия расходов, обусловленных теми или иными экономическими шоками. В частности, речь идет о требованиях к кредитным организациям по дополнительному резервированию («замораживанию») определенных объемов собственных средств.

Возвращаясь к содержанию Обзора финансовой стабильности, следует заметить, что на текущий момент основную озабоченность регулятора вызывают риски, связанные с платежеспособностью корпоративного сектора. Это обусловлено тем, что:

«С введением ограничительных мер в разных странах, в том числе в России, компании столкнулись с разрушением производственных цепочек и снижением спроса на товары и услуги. Это привело к сокращению операционных денежных потоков и возникновению кассовых разрывов, в связи с чем у компаний возросла потребность в заемных средствах на пополнение оборотных средств, заработную плату работникам и прочие нужды».

Кроме того, к «потенциальным новым уязвимостям» в среднесрочном и долгосрочном периоде отнесены:

  • риски перегрева на рынке жилой недвижимости;
  • риски, связанные с перетоком сбережений из депозитов на фондовый рынок;
  • усиление процентного риска в банковском секторе;
  • климатические риски («углеродный налог»).

Из всего этого, как мне кажется, тезавраторам следует особо обратить внимание именно на риски, связанные с перетоком сбережений из депозитов на фондовый рынок.

Так, по данным Московской биржи общее количество зарегистрированных этой финансовой организацией клиентов – физических лиц составляло в декабре 2019 года всего 6 136 566 человек, а по состоянию на октябрь т.г. их число фактически удвоилось, и составило 12 368 197 человек. При этом прирост только за последний месяц составил 1 125 823 человека (+10%).

Приведенная статистика указывает на резкое «изменение сберегательной модели поведения населения в условиях снижения процентных ставок». В принципе этот процесс является позитивным, более того он может даже поспособствовать росту отечественного фондового рынка. Однако надо понимать, что основная масса таких клиентов не очень финансово осведомлена относительно особенностей финансового рынка, и не является квалифицированными инвесторами, о которых автор уже писал подробно в статье «Квалифицированный инвестор. Как им стать?». Все это чрезвычайно актуализирует риски мисселинга и другие проблемы, обусловленные ошибочными инвестиционными решениями и просчетами «хомяков».

Советы Тезавратора:

Все изложенное в целом не дает поводов для благодушного настроения и сохранения прежнего поведения на фондовом рынке. Хотя рынок все еще растет, судя по всему, скорее по инерции, ощущение тревожности у меня лично нарастает. С учетом этого все последнее время последовательно снижал долю своего портфеля, которая приходилась на акции отечественных производственных компаний и банков. Переложился в «защитные активы» — акции золотодобывающих компаний и «золотые» облигации. Кроме того, увеличил долю иностранной валюты.

Обращаю внимание читателей на то, что изложенное отражает исключительно мнение и портфельную стратегию самого автора, поэтому не следует рассматривать данную публикацию как прямое руководство к инвестиционным действиям.

А как вы расцениваете состояние отечественной финансовой системы, как стабильное? Какие действия предпринимаете, чтобы исключить собственные риски?

Ожидаю ваших советов по успешному сохранению и приращению ценностей!