Тезавратор

Тезавратор — собиратель денег и ценностей

РОСКОШЬ И НАЛОГИ. СКОЛЬКО И ЗА ЧТО ПЛАТИТЬ?

звестно, что обладание предметами роскоши в повседневной жизни является одной из ключевых характеристик, так называемого, престижного потребления. Об этом автор уже подробно писал в публикации «Драгоценности и роскошь». В свою очередь это сочетается с наличием у потребителя определенного, как правило, высокого уровня дохода. Указанное обстоятельство не может быть оставлено без внимания со стороны государства, с точки зрения преследования последним своего фискального интереса. В связи с эти возникают вопросы, связанные с налогообложением тех экономических процессов, которые сопровождают тезаврацию.

В настоящее время дополнительную актуальность рассматриваемой нами темы придало предложение Президента РФ о введении налога на роскошь, который, по его мнению, станет правильной мерой, поскольку вопрос социальной справедливости крайне важен не только для нашей страны, но и для других стран с развитой экономикой[1].

Налоги на роскошь – термин во многом собирательный и в зависимости от юрисдикции может предполагать самые различные фискальные взимания. К таковым в частности могут быть отнесены, как отдельные прямые налоги, например, взимаемые с дохода или имущества, так и косвенные налоги, которые падают на потребление. Попробуем понять, что именно может составить объект налогообложения в процессе тезаврации, и к уплате каких налогов могут быть призваны тезавраторы.

Соответствующий анализ автор решил провести с учетом предметов налогов. Известно, что процесс отбора таких предметов подчинен определенным правилам. В частности из состава потенциальных предметов налогообложения обычно исключаются так называемые малоценные и быстроизнашивающиеся, а также потребляемые вещи, которые утрачиваются в процессе их использования, таковыми в частности являются различного рода расходные материалы, продукты питания и т.д. Их основной недостаток с точки зрения налогообложения заключается в том, что в виду своих свойств они не могут приносить своему владельцу сколько-нибудь значимый и стабильный доход в течение продолжительного периода времени. В отличие от них иные вещи, обладающие более высокой ценностью, устойчивостью и стабильностью свойств, как известно, изнашиваются постепенно и могут приносить своему владельцу доход в течение длительного периода времени, поэтому являются более предпочтительными с точки зрения налогообложения. В результате многовекового фискального опыта обозначился круг предметов, в наилучшей степени подходящих для налогообложения — деньги, объекты недвижимости, транспортные средства и некоторое другое имущество[2]. Очевидно, что к такому имуществу относятся, в том числе отдельные предметы роскоши.

В зарубежной практике имеется довольно много примеров того, как облагались ранее, и теперь богатые собственники предметов роскоши. Приведем лишь те из них, которые характеризуют основные подходы к их налогообложению[3].

Один из известных вариантов состоял в том, что под прямое налогообложение наряду с доходами попадало и иное имущество, учитываемое для целей налогообложения. Примером подобного налога может служить введенный во Франции еще в 1982 году солидарный налог на состояние. Этим налогом до недавнего времени облагалось все имущество граждан этой страны, включая недвижимость, транспортные средства (автомобили, яхты, самолеты) денежные средства на счетах в банках, драгоценности (ювелирные изделия и драгоценные металлы в слитках). При стоимости имущества гражданина от 1,3 миллиона евро до 3 миллионов евро ставка этого налога составляла 0,25%, а свыше этой суммы – 0,5%. В настоящее время вместо этого налога взимается налог на недвижимость.

В Великобритании фактически аналогом налога на роскошь является гербовый сбор на дорогую недвижимость, который уплачивается при ее покупке. Ставка ежегодно взимаемого налога является прогрессивной и варьируется в пределах от 1% для недвижимости стоимостью 125-250 тыс. фунтов стерлингов до 5% для недвижимости стоимостью более 1 млн. фунтов стерлингов.

В Австралии введен налог на приобретение дорогих автомобилей. Дороговизна в данном случае определяется на основе пороговых значений, устанавливаемых ежегодно. Так, в налоговом периоде 2020-2021 годов эта сумма составляет 77 565 долларов США[4].

Практика обложения налогами процесса потребления предметов роскоши может распространяться не только на недвижимость и автомобили. Так, в Китае дополнительно взимается по ставке 15% налог на приобретение товаров класса «люкс», включая дорогую одежду, парфюмерию, часы, электронику и пр.

Взимание налога на роскошь в отдельных государствах не связывается с конкретными предметами, потребление которых свидетельствует о наличии высоких доходов, но целиком укладывается в формат, так называемого, подоходного налогообложения. При этом к доходу, который превышает установленный уровень, в этом случае применяется так называемая прогрессивная (повышенная) ставка налога. Так, в Испании с 2011 года с физических лиц взимается налог на богатство по ставке от 0,2 до 2,5% при условии, что их доходы превышают 700 тыс. евро в год[5].

Возвращаясь к предложению Президента РФ о введении налога на роскошь, уместно провести ретроспективный анализ того, как в нашей стране облагалась роскошь, и какие в этой связи законодательные инициативы выдвигались.

Следует напомнить, что ранее подоходное налогообложение россиян предполагало использование широкой шкалы ставок в зависимости от размера дохода. Так, в 1991 году в соответствии с законодательством размер налога на доходы физических лиц составлял для дохода:

до 42 тыс. руб. — 12%;

до 84 тыс. руб. предусматривалось сочетание твердой ставки в 5040 руб. + 15% с суммы превышения;

до 120 тыс. руб. — 11340 руб. + 20% с суммы превышения;

до 180 тыс. руб. — 18.540 руб. + 30% с суммы превышения;

до 300 тыс. руб. — 36540 руб. + 40% с суммы превышения;

до 420 тыс. руб. — 84540 руб. + 50% с суммы превышения;

от 420.001 руб. и выше — 144540 руб. + 60% с суммы превышения.

Как мы видим, максимальная ставка налога в то время предполагала уплату больше половины дохода!

Со временем от прогрессивного подхода в налогообложении доходов физических лиц отказались и определили единую ставку в 13% для всех доходов, независимо от размера.

В недавнем прошлом можно обнаружить и примеры налогообложения отдельных видов ценного имущества. В этой связи можно упомянуть ранее взимавшиеся акцизы, налог на операции с ценными бумагами и налог на операции по покупке иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 06.12.1991 N 1993-1″Об акцизах» косвенным налогом, включаемым в цену товара (продукции) облагались ювелирные изделия. Плательщиками акциза являлись производящие и реализующие такие изделия предприятия, а ставка составляла 30% от их отпускной стоимости.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 12.12.1991 N 2023-1 «О налоге на операции с ценными бумагами» налог на операции с ценными бумагами взимался в размере 0,2% от номинальной суммы выпуска ценных бумаг, но не более 100 тыс. рублей. Правда, плательщиками этого налога являлись не физические лица — держатели, а юридические лица — эмитенты ценных бумаг.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 120-ФЗ «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте» под налогообложение по ставке 0,5% попадала сумма в рублях, уплачиваемая при покупке наличной иностранной валюты. Плательщиками налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте являлись физические лица и организации, совершающие соответствующие операции.

Уместно напомнить и то, что за последние десять лет официально рассматривалось несколько законопроектов, которые также имеют прямое отношение к рассматриваемой теме.

В частности предлагалось обложить налогом яхты, катера и автомобили, имеющие стоимость более 2 миллионов рублей, земельные участки и элитное жилье стоимостью более 15 миллионов рублей, а также драгоценные металлы, предметы искусства и ювелирные украшения стоимостью более 300 тысяч рублей.

Позднее в орбиту налогообложения предлагалось вовлечь расположенные на территории РФ жилые помещения и объекты незавершенного строительства, земельные участки под такими объектами, стоимость которых превышала 30 млн. рублей, а также транспортные средства стоимостью более 3 млн. рублей с применением прогрессивной ставки.

Еще один законопроект предполагал специальное налогообложение квартир стоимостью от 30 млн. рублей и площадью более 150 кв. метров на человека, загородные дома стоимостью 50 млн. рублей и площадью более 500 кв. метров на человека, земельных участков стоимостью 10 млн. рублей и площадью более 50 гектаров, а также автомобилей стоимостью от 3 млн. рублей и мощностью 400 л.с., самолетов, вертолетов и яхт.

В соответствии с действующим законодательством налог на роскошь в нашей стране фактически взимается лишь в формате обложения транспортных средств.

Согласно ст. 361 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) транспортный налог исчисляется в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Максимальная ставка предусмотрена для легковых автомобилей мощностью двигателя свыше 250 л.с., и составляет 15 рублей. Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя свыше 100 л.с. облагаются из расчета 40 руб. на одну лошадиную силу. Плательщиками налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Следует заметить, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется с учетом повышающего коэффициента. Так, если в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет, этот коэффициент составляет 1,1, то в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 млн. рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет и автомобилей средней стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет — 3.

Объектом налогообложения налога на имущество физических лиц, согласно ст. 401 НК РФ признается лишь недвижимое имущество, включая жилые дома, квартиры, гаражи, иные здания и сооружения.

Таким образом, можно констатировать, что специальное налогообложение в отношении ценностей, которые могут составить сокровище, не предусмотрено, что не может не радовать тезавраторов. Однако из этого не следует, что какие-либо изменения в этой части исключаются впредь. Автор берет на себя обязательство отслеживать все соответствующие изменения в законодательстве о налогах и сборах, и своевременно доводить до подписчиков.

Совет тезавраторам:

Дополнительные обязанности по уплате того или иного налога могут существенно снижать привлекательность отдельных источников доходов и объектов тезаврации. Соответственно следует обязательно принимать во внимание подобные налоговые риски, которые могут различаться в зависимости от юрисдикции.