Тезавратор

Тезавратор — собиратель денег и ценностей

Драгоценности, как предметы роскоши

Фото из открытых источников

Оборот драгоценностей неразрывно связывается в человеческом сознании с роскошеством, внешним атрибутом которого с самых ранних времен служили броские украшения из золота и серебра в сочетании с самоцветными камнями. Так, еще в древности состоятельные граждане Греции и Рима широко использовали для закрепления одежд на своих могучих торсах крупные броши, изготовленные из красивых камней – гемм. При этом хвастливые богачи, как правило, не ограничивались одной-двумя геммами на своих покровах, а буквально обвешивались ими, выставляя напоказ свое богатство. В I в. этому феномену даже специально посвятил свои строки римский поэт – «Коль не усыпан камнями – Слыть не надейся богатым!»[1]. Таким образом, предметы, изготовленные из драгоценных металлов и драгоценных камней, со временем становятся неотъемлемым символом богатства и сопровождающей его власти.

В современной действительности использование драгоценностей в повседневной жизни является одной из ключевых характеристик, так называемого, престижного потребления. Такое потребление именуют еще демонстративным, поскольку оно далеко выходит за рамки удовлетворения обычных человеческих потребностей. Демонстративный вид потребления в большинстве своём начинает проявляться в тех общественных группах, представители которых имеют более высокий социальный и имущественный статус, в силу чего не сосредоточены лишь на приобретении товаров для удовлетворения повседневных надобностей. Стремление приобретать товары демонстративным образом проявляется все более отчетливо с повышением этого статуса. Это обусловлено тем, что по мере продвижения вверх по социальной лестнице человеком движет мотив «денежного соперничества». Главной целью становится приобретение большего денежного капитала, а значит и власти, признания, уважения со стороны остальных членов общества. Тем самым, приобретение товаров фактически обретает характер борьбы за постоянное приращение богатства в погоне за респектабельностью[2]. Таким образом, лица склонные к демонстративному потреблению совершают весьма затратные покупки, и приобретают самые престижные товары, открыто демонстрируя свою состоятельность, тем самым, подчеркивают свой более высокий социальный статус. В этом, собственно, и заключается основная мотивация образа жизни, сопровождаемого роскошеством.

Роскошество традиционно порицается обществом, поскольку сводится к чрезмерному потреблению благ, т.е. к излишеству. Хорошо известны такие крайне негативные его проявления, как расточительство, обжорство, пьянство, которые с давних пор признаны человеческими пороками. Так, Пифагор ставил роскошь в один ряд с гордостью и презрением к законам, которые приводят к несправедливости и беззаконию. При этом им установлено, что первое из зол обычно проникающее в дома и в города есть роскошь, второе – гордость, третье – гибель. В основании этого суждения коренилось убеждение, что напрасные, вредные, суетные и дерзкие желания свойственны именно людям, живущим в роскоши. По этой причине известный философ увещевал всячески воздерживаться и отвергать роскошь и с рождения приучать себя к разумному и мужественному образу жизни[3].

Роскошь не следует отождествлять только с драгоценностями, поскольку, наряду с последними к престижным, в интересующем нас смысле, относятся и некоторые другие предметы потребления, а именно – одежда из натурального меха и кожи, ковры и гобелены ручной работы, посуда из фарфора и хрусталя, произведения искусства, эксклюзивные часы и автомобили, яхты и пр. Все эти предметы, как правило, отличает исключительная редкость и крайне высокая материальная ценность и, соответственно, стоимость. Таким образом, роскошь следует рассматривать общей (родовой) категорией по отношению к драгоценностям.

Обособлению драгоценностей в составе прочих предметов роскоши способствуют такие их свойства, как особо выраженная красивость и долговечность. Не случайно ювелирные изделия и часы из драгоценных металлов фактически составляют основу предметов роскоши и включены практически во все известные современные товарные классификации. К примеру, в классификации компании Bain&Company, регулярно проводящей исследования глобального рынка роскоши, отдельным направлением определены так называемые, персональные товары роскоши, включая ювелирные украшения и часы. В классификации компании Euromonitor International отдельную товарную группу составляют роскошные ювелирные фукрашения. В классификации Комитета Кольбера – общественной организации производителей предметов роскоши во Франции, в качестве отдельной категории обозначены золото и драгоценные материалы.

[1] Цит. по: Печенкин В. Исторические камни. Мифы и реальность. М.: Ломоносовъ, 2017. С. 6.

[2] См.: Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. под ред. В. В. Мотылева. — М.: Прогресс, 1984.

[3] Приводится по: Ямвлих Халкидский Жизнь Пифагора. М.: Новый Акрополь, 2014. С. 43,50.